Психология у детей 1,5

Концепция Пиаже остается весьма эклектичной, несмотря на то, что он старается быть четким. Считая моторные схемы основой, а виды их индивидуальной деятельности, совершающиеся под контролем опыта, единственными факторами начального психического развития, Пиаже не может затем поступить иначе, как присоединить к ним действие целого, в котором, впрочем, он видит два различных аспекта: начальный и конечный. Последний соответствует единой системе, создаваемой в конечном счете отношениями схем между собой, первый же — тому общему источнику интереса, из которого различные схемы, как бы они ни были своеобразны, получают свой импульс. В этой последней гипотезе точка зрения субъекта и целого получила бы приоритет над точкой зрения составных элементов. Но это противоречит предложенной системе объяснений. Принцип, устраненный в посылках, снова вводится в ходе объяснения. Очевидно, что нарушается равновесие между результатом, который надлежит объяснить, и привлеченными для этого средствами. В эволюции, которая идет от моторных схем — элементов основы — к представлению как основе интеллектуальной жизни, Пиаже различает 6 этапов. Он ставит перед собой двоякую задачу: 1) указать на строгую преемственность этих этапов и, отмечая, как происходит развитие от одного этапа к другому, подчеркнуть переходы между ними; 2) показать для каждого этапа его эквивалент в плане познания. В действительности группа 3 первых этапов приходит к эквиваленту понятия только на 3 этапе, а группа 3 последующих этапов ведет к представлению только на 6 этапе. Но в обеих группах 2 первых этапа являются довольно последовательной подготовкой результата. Подобное разделение не выражает противопоставления периодов, а наоборот, оно имеет тенденцию уменьшить различия, следующие друг за другом.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*